ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) В МР «УЛЁТОВСКИЙ РАЙОН»
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
В 2022 году выпускники средних школ писали сочинение 7.12.2022 г.
В МР «Улётовский район» всего 48 выпускников текущего года. В написании сочинения приняли участие 47 выпускников. Один выпускник отсутствовал по болезни, в связи, с чем будет писать сочинение в резервный срок 1.02.2022 года, изложений в нашем районе в этом году не было.
8.12.2022 в администрации МР «Улётовский район» работала комиссия по проверки итогового сочинения (изложения). Работы проверены, отсканированы и отправлены в РЦОИ (региональный центр обработки информации. Получение протоколов с результатами ИСИ и рассылка по школам по графику ожидается 21.12.2022 года.
Комиссией проведена аналитика работ учащихся по требованиям и критериям, по МР «Улётовский район» получилась следующая картина.
По требованию № 1 «Объем итогового сочинения»: преимущественное количество слов 311. В большинстве школ района дети написали работы объемом более 300 слов. Одна работа из 47 имеет объем 250 слов. Из всех работ две имеют объем более 450 слов. Можно отметить, что не было работ, в которых дублировалась одна и та же мысль во вступлении и в заключении.
Во многих работах встречаются элементы пересказа, что помогает обучающимся увеличить объем работы. Иногда встречается подробное описание, используемое с такой же целью.
По требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»: во всех работах просматривается личностный характер, заимствования не выявлены.
Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме»: в итоговых сочинениях соблюдены главные требования к письменному высказыванию: выпускники понимают сущность избранной ими темы, во вступлении формулируют проблему, которую будут решать, определяют главную мысль своего высказывания, выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы и заданных в тематических направлениях.
Встречаются работы, в которых просматривается стандартное размышление. Некоторые учащиеся не стремятся к глубокому погружению в концептуальные идеи. Часть учащихся обнаружили отсутствие богатства читательского опыта и неумение выявить ключевые слова темы. Не все смогли подобрать удачные, точные аргументы.
Выполнение условий критерия № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»: обучающиеся могут строить свои рассуждения, доказывать свою позицию, формулируя аргументы на основе литературного материала, соответствующего выбранной теме. Во всех работах присутствует не менее двух аргументов. В большинстве из работ оба аргумента – литературные. Дети приводят примеры-аргументы из произведений русской и зарубежной литературы, причем не только программной.
Встречается в некоторых работах неумение последовательно доказывать свою мысль. Порой обучающиеся подменяют анализ подробным пересказом. В нескольких работах усматривалось искажение содержания анализируемого произведения и фактические ошибки: Андрей Чацкий,
Мария Миронова «насильно женилась на Швабрине», Наталья Ростова помогала Андрею Болконскому оправиться от ранения, после чего он отправился защищать Родину.
Выполнение условий критерия № 3 «Композиция и логика рассуждения»: все сочинения строятся в жанре рассуждения. Просматривается композиционное понимание текста, соблюдается трехчастная структура всех работ. Работы построены логично. Вступление, тезисно-доказательная часть и заключение связаны между собой.
Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи»: в большинстве работ просматривается свободное выражение мысли.. Речевое оформление работ в целом выполнено на уровне, допустимом критериями оценивания сочинения. Ученики умеют логично выстроить фразы, владеют нормами речи в той степени, чтобы был понятен смысл высказывания. Ученики пользуются различными грамматическими конструкциями для выражения своей мысли.
В ряде работ усматривается бедность и однообразие синтаксических конструкций, речевые штампы.
Выполнение условий критерия № 5 «Грамотность»: наиболее частые ошибки по критерию "Грамотность":знаки препинания в сложном предложении; знаки препинания при однородных членах предложения; правописание проверяемых безударных гласных.
Рекомендации для учителей и учеников:
- Учителям - Обратить внимание на грамотность учащихся. Требуют дополнительной отработки правила орфографии и пунктуации. Работать над профилактикой типичных речевых ошибок. Обучать разнообразию приводимых примеров. Следует уделить внимание обучению написания микро вывода после каждого аргумента. Рассмотреть результаты ИСИ на РМО,принять общее решение.
- Ученикам - Развивать письменную и устную речь, работать со словарями. Читать произведения как классической, так и современной русской и зарубежной литературы.