Прокурор разъясняет
Прокуратура разъясняет: о существующих способах управления многоквартирным домом
Управление многоквартирным домом представляет собой деятельность по выполнению стандартов, направленных, в частности, на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление гражданам, проживающим в таком доме, коммунальных услуг или (в определенных случаях) постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
В общем случае возможны следующие способы управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ):
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
По общему правилу непосредственное управление возможно в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).
Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме заключаются на основании решений общего собрания собственников помещений (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в решении общего собрания собственников помещений либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).
Преимуществом непосредственного управления является, в частности, отсутствие расходов на управление, характерных для способа управления через управляющую организацию.
Недостатком этого способа управления является, в частности, снижение эффективности управления и качества жилищно-коммунальных услуг при большом количестве собственников помещений, необходимость проведения общих собраний по каждому жилищному вопросу.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации (п. 4 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; пп. 4 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 291 ГК РФ).
Цель ТСЖ - управление общим имуществом дома и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества собственников (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).
ТСЖ имеет право оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Если ТСЖ заключило договор с управляющей организацией, оно контролирует выполнение обязательств по такому договору.
Преимуществами ТСЖ являются прямое управление имуществом собственников, эффективная защита собственников перед ресурсоснабжающими организациями.
К недостаткам ТСЖ можно отнести высокий уровень расходов на содержание штата работников.
Управляющая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии. При этом многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация (ч. 1.3, 9 ст. 161 ЖК РФ).
Кроме способа управления общему собранию собственников помещений необходимо выбрать конкретную управляющую организацию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. По условиям договора управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. п. 4, 4.7 ч. 2 ст. 44, ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом по общему правилу заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При этом собственники помещений вправе расторгнуть договор управления по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 5, 8 ст. 162 ЖК РФ).
Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то управление таким домом в общем случае осуществляется временной управляющей организацией, которая определяется решением уполномоченного органа (органа местного самоуправления/органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более года. Договор управления таким домом считается заключенным со дня принятия указанного решения. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней направляет собственникам помещений уведомление о принятом решении, об условиях договора управления и условиях его прекращения (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616).
Собственники помещений на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не ранее чем через год с даты заключения такого договора. Исключением являются случаи невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом. В указанных случаях собственники помещений и ранее указанного срока вправе на основании решения общего собрания в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом. При этом они могут принять решение о выборе иной управляющей организации или решение об изменении способа управления многоквартирным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).
Недостатком данного способа управления многоквартирным домом является, в частности, отсутствие у собственников способов прямого контроля за результатами оказанных услуг или выполненных работ.
В отличие от управления управляющей организацией при управлении многоквартирным домом ТСЖ собственники помещений принимают непосредственное участие в управлении таким домом. ТСЖ вправе, в частности, предоставлять в пользование (ограниченное пользование) часть общего имущества многоквартирного дома (например, сдавать помещения в аренду третьим лицам), получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений земельные участки для жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации. Срок деятельности ТСЖ не ограничен, если иное не предусмотрено уставом товарищества (ч. 1, 4 ст. 135, ч. 2 ст. 137 ЖК РФ).
В отличие от ТСЖ управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Управляющая организация несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за ненадлежащее оказание услуг в соответствии с действующим законодательством, в частности законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления и соблюдение при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установленных требований является предметом лицензионного контроля. Срок деятельности управляющей организации ограничен договором управления (ч. 1, 5 ст. 162 ЖК РФ; преамбула Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. п. 3, 25 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
Следует иметь ввиду, что ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе состояние внутренних коммуникаций, сетей тепло– и водоснабжения, водоотведения, придомовой территории несут собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме. Необходимо учитывать, что общее имущество без надлежащего содержания, проведения текущих ремонтных работ с истечением времени приходит в негодность, что влечет за собой возникновение аварийных ситуаций, в том числе в ходе прохождения отопительного сезона.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, жилищное и гражданское законодательство позволяет собственникам помещений самостоятельно определить наиболее удобный способ управления многоквартирным домом, принимая во внимание всю полноту сложившихся отношений как между собственниками, так и с третьими лицами. От своевременности определения способа управления домом и контроля за деятельностью соответствующих институтов (ТСЖ, управляющей организации) зависит состояние общедомового имущества, сохранность внутридомовых инженерных коммуникаций и безаварийное прохождение отопительного сезона.
Информацию подготовил прокурор Улетовского района Кирилл Федорчук
"Питбайк» не только развлечение, но и источник повышенной опасности.
Участились случаи получения травм несовершеннолетними при эксплуатации
«Питбайков». Частая причина указанных происшествий связана с отсутствием
необходимых навыков вождения, общих знаний правил дорожного движения у
несовершеннолетних. Несоблюдение дорожных ограничений влечет за собой
негативные последствия в том числе в виде получения травм и смертей
несовершеннолетних.
Основным документов регламентирующим движение транспортных средств по
дорогам общего пользования является Правила дорожного движения, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090
(далее -Правила).
В соответствии с указанными Правилами "Дорога" - обустроенная или
приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса
земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя
одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары,
обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в
движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и
самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной
мобильности и велосипеды.
"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство,
максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее
двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см,
или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной
нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы,
имеющие аналогичные технические характеристики.
"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым
прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя
внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная
скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам
приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или
рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400
кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов)
без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств),
и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения», мотоциклы относятся к категории «А»
(подкатегория «А1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего
сгорания, не превышающим 125 куб. см) и на управление такими транспортными
средствами предоставляется специальное право.
То обстоятельство, что «Питбайк» изготовителем заявлен как спортивный
инвентарь, используется в основном для спорта и активного отдыха, не
свидетельствует о том, что он предназначен исключительно для участия в
спортивных соревнованиях, как другое механическое транспортное средство для
передвижения по городу.
Большую проблему вызывает отсутствие у несовершеннолетних навыков вождения и
знаний Правил дорожного движения.
«Питбайки» приобретают как для детей и подростков, так и для взрослых.
Водительские права на питбайк выдаются со следующего возраста: с 16 лет –
категория М и А1; с 18 лет – категория А и остальные категории. Категория
определяется мощностью транспорта. Несовершеннолетние лица могут обучаться в
автошколе при наличии письменного разрешения от родителей.
На «Питбайке», который официально признан средством для перемещения по
дорогам, нужно соблюдать общепринятые Правила:
Надевать защитное обмундирование, в том числе защитный шлем;следовать
скоростному режиму;парковаться по Правилам;не находиться за рулем
нетрезвым;останавливаться на красный свет;подавать сигналы перед
маневрированием и т. д.Нарушителей ждут денежные взыскания и изъятие
водительского удостоверения.
Как и автомобилист, водитель «Питбайка» может получить различные наказания.
Все зависит от вида нарушения:
нетрезвое вождение – штраф 30 тыс. рублей и изъятие прав на полтора-два года
по ст. 12.8 КоАП;парковка или остановка в неположенном месте – штраф
500-5000 рублей по ст. 12.19 КоАП;превышение скорости – штраф 500-5000
рублей или изъятие прав на 6-12 месяцев по ст. 12.9 КоАП;игнорирование
стоп-линии или запрещающего сигнала светофора – штраф 800-1000 рублей по ст.
12.12 КоАП;нарушение Правил маневрирования – предупреждение или штраф 500
рублей по ст. 12.14 КоАП.К сожалению, непринятие данных мероприятий
приводит к детскому травматизму и смертям. В 2024 году уже зафиксировано 2
факта смерти несовершеннолетних в результате эксплуатации на дорогах общего
пользования «Питбайков» с нарушением Правил дорожного движения. А также
множество случаев получения различных степеней тяжести вреда здоровью
Таким образом обращаем внимание родителей бдительность в указанном вопросе,
при покупке «Питбайков» для несовершеннолетних принять меры к подготовке
несовершеннолетних и обучению навыкам вождения.
В Уголовный Кодекс Российской Федерации введена новая статья, предусматривающая ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3, в соответствии с которой введена уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Основанием явилось то обстоятельство, что до этого уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением объектов топливно - энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры, в уголовном законодательстве установлена не была. В этой связи деяния, нарушающие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть человека, смерть двух или более лиц, были криминализированы с дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от степени тяжести общественно опасных последствий. Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Если же это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Условием привлечения к уголовной ответственности за нарушение указанных требований выступает факт предшествующего неоднократного привлечения лица к административной ответственности за нарушение таких требований. При этом, под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.
Изменения вступили в законную силу с 01.07.2024.
информацию подготовила помощник прокурора Улетовского района Кошечкина А.А.
Ответственность несовершеннолетних за дистанционное мошенничество.
Прокуратура разъясняет Изменения в коррупции
Информация за январь 2023 года.
Информация за сентябрь 2022 года
Информация за август 2022 года
Информация за апрель 2022 года
Информация за апрель 2022 года
Информация за февраль 2022 года
Информация за январь 2022 года
Информация за декабрь 2021 года
Информация за ноябрь 2021 года
Правовое просвещение
01.07.2021
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 265-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно изменениям Генеральная прокуратуры РФ получила полномочия по защите интересов России в иностранных органах и судах. Прокуратура будет обеспечивать представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). Для выполнения этой функции на правах структурного подразделения образуется зарубежный аппарат. Прописан порядок представительства. Урегулированы вопросы представительства в Европейском суде по правам человека.
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 265-ФЗ вступил в силу со дня его опубликования.
08.07.2021
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.
Названные требования впервые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности для организаций отдыха детей и их оздоровления.
Выделяются объекты (территории) нестационарного и стационарного типов. Последние представляют собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений.
Для объектов стационарного типа предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений).
Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней.
Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию.
Также утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.
За нарушение требований к антитеррористической защищенности либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственность для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
15.07.2021
Внесены изменения в статью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Федеральным законом от 05.04.2021 № 59-ФЗ внесены изменения встатью 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в перечень уголовных деяний, подпадающих под действие статьи 354.1 УК РФ "Реабилитация нацизма", уголовная ответственность наступает за публичное распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны, оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.
Кроме того, статья 354.1 УК РФ дополнена новыми квалифицирующими признаками, подразумевающими ужесточение наказания. Теперь за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны и распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Изменения вступили в силу с 16.04.2021.
22.07.2021
Может ли работодатель не согласовывать с работником период его ежегодного оплачиваемого отпуска?
Единственный случай, когда работодатель можете определить период ежегодного оплачиваемого отпуска работника без согласования с ним - при включении отпуска в график отпусков. При этом должны быть соблюдены одновременно два условия:
- работодатель планирует предоставить отпуск полной продолжительности (например, 28 календарных дней);
- работник не относится к тем, кто имеет право на отпуск в удобное для них время.Например, это работник, имеющий трех или более детей до 18 лет, младшему из которых еще не исполнилось 14 лет.
Если же работодатель желает предоставить отпуск по частям или у работника есть право на отпуск в удобное время, он должен согласовать даты отпуска с работником. Это следует из ч. 1 ст. 115, ч. 1, 2, 4 ст. 123, ч. 1 ст. 125, ст. 262.2 Трудового Кодекса РФ.
После утверждения графика работодатель не вправе в одностороннем порядке изменить предусмотренные в нем периоды отпусков. Даже перенести отпуск по производственной необходимости возможно только с согласия работника (ч. 2 ст. 123, ч. 3 ст. 124 ТК РФ).
29.07.2021
Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
- замечание,
- выговор,
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
05.08. 2021
Дети-сироты, находящиеся в больнице, не останутся без должного ухода и присмотра
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 № 760 внесены изменения в пункт 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
Ранее уход и присмотр за сиротами в больницах не входили в перечень медицинских услуг, а также не относились к видам деятельности детских домов. К оказанию такой помощи, по мере возможности, привлекались негосударственные некоммерческие организации и волонтеры.
Теперь внесенными изменениями закреплена социальная услуга по совместному нахождению работников организаций для детей-сирот с детьми в медицинской организации при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода оказания медицинской помощи.
При этом волонтеры, некоммерческие организации и благотворительные фонды, как и прежде, могут привлекаться к сопровождению детей в случае оказания им медицинской помощи.
12.08.2021
Законодателем установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотиков с использованием сети Интернет
Федеральным законом от 24.02.2020 № 25-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть вторая статьи 230 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более лиц, с применением насилия или угрозой его применения, дополнена подпунктом «д», устанавливающим уголовную ответственность за те же деяния, совершенные c использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Кроме того, статья 230 УК РФ дополнена частью четвертой, устанавливающей уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом «а» части третьей данной статьи (склонение несовершеннолетнего), если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, и наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой, отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
19.08.2021
Использование средств материнского капитала на строительство дома на земельном участке
Материнский капитал согласно закону направляется государством именно на улучшение условий проживания детей. Сертификат на материнский капитал имеет строго целевое назначение. Органом, уполномоченным контролировать этот процесс, выступает Пенсионный Фонд России. Сертификат можно потратить только на покупку, строительство или реконструкцию жилого помещения. В случае приобретения земельного участка на средства материнского капитала, его покупка не может считаться улучшением жилищных условий. Какое бы назначение не имел земельный участок, что бы семья ни собиралась построить на этом участке, потратить материнский капитал на сделку купли-продажи именно земельного участка будет противоречить положениям ст.10 Федерального закона № 256-ФЗ.
На строительство дома на земельном участке, владение которым осуществляется на законном основании, существуют правовые основания потратить материнский капитал. Это полностью соответствует российскому законодательству и улучшает условия проживания семьи. Такого рода использование сертификата на материнский капитал будет одобрено Пенсионным Фондом России, поскольку закон не запрещает тратить сертификат на строительство жилого дома. При этом дом может быть построен как своими силами, так и с привлечением строительной организации или по договору подряда с частным лицом.
Федеральный закон предусматривает несколько вариантов владения и пользования землей: право собственности, аренда, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненно наследуемого владения, право безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства. Значимым будет являться факт государственной регистрации права собственности, владения, иного законного права использования земельным участком. При этом земельный участок должен располагаться на землях либо ИЖС (индивидуального жилого строительства), либо ЛПХ (личного подсобного хозяйства), либо на участках садоводческих некоммерческих хозяйств.
26.08.2021
С 1 сентября меняется порядок ведения трудовых книжек
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 мая 2021 г. № 320н, вступающим в силу с 01.09.2021, утверждены новая форма, а также порядок ведения и хранения трудовых книжек.
Установлено, что работодатель сам разрабатывает книги (журналы) учета бланков трудовой книжки и учета движения трудовых книжек.
Сотрудников не нужно будет знакомить с каждой вносимой в книжку записью под роспись в личной карточке. Также не требуется заверять подписью увольняемого сотрудника все записи, внесенные в книжку за время работы у соответствующего работодателя.
Отменено требование о заполнении трудовой книжки в присутствии работника, принимаемого на работу впервые.
Закреплена возможность вносить записи в книжку с использованием технических средств.
При подаче сотрудником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности книжка выдается ему на руки в течение 3 рабочих дней.
02.09.2021
С 1 сентября 2021 года размер пособия по больничному листку для ухода за ребенком до 7 лет включительно составит 100% от среднего заработка
Выплаты осуществляются напрямую из бюджета Фонда социального страхования. Оформлять какие-либо дополнительные документы родителям не потребуется, фонд произведет расчеты самостоятельно на основании данных больничного листка.
В настоящее время согласно общему правилу при наличии страхового стажа:
-до 5 лет размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 60% среднего заработка, но не более 44 400 рублей в среднем за месяц;
-от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка, но не более 59 200 рублей в среднем за месяц;
-8 и более лет - 100% среднего заработка, но не более 74 001 рубля в среднем за месяц.
09.09.2021
Уголовная ответственность за вымогательство
Уголовным кодексом Российской Федерации в соответствии со статьей 163 установлена ответственность за вымогательство.
Под вымогательством понимаются требования передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Потерпевший должен воспринимать угрозу как реальную, то есть у него должны быть основания опасаться осуществления этой угрозы. Для оценки угрозы как реальной не имеет значения, выражено виновным намерение осуществить ее немедленно либо в будущем.
При этом распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения), сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому если виновный, совершая преследование в какой бы то ни было форме, совершит деяния, содержащие признаки другого преступления, то он будет нести уголовную ответственность по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Привлечению к уголовной ответственности за вымогательство подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
Вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование, соединенное с угрозой, доведено до сведения потерпевшего. Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления.
16.09.2021
Верховным Судом РФ разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел о неуплате алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 № 6 разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В частности, в Постановлении разъяснено следующее:
- Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов;
- Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.). При оценке соответствующих обстоятельств судье следует принимать во внимание, имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. В качестве уважительной причины неуплаты алиментов не может рассматриваться несогласие лица, обязанного уплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате на содержание детей или нетрудоспособных родителей, установленным судебным актом либо соглашением об уплате алиментов;
- Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что судом уменьшен размер алиментов или задолженности по ним либо лицо освобождено от уплаты алиментов (задолженности) за период, отраженный в протоколе об административном правонарушении, и с учетом данных обстоятельств, а также выплаченных ранее сумм судья придет к выводу об отсутствии неуплаты за указанный период, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения;
- Достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия в результате вступления в брак, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), усыновление (удочерение) ребенка, на содержание которого взысканы алименты, смерть ребенка не могут быть признаны основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, при условии образования задолженности по алиментам за период, предшествовавший указанным событиям (действиям).
23.09.2021
Расширены социальные гарантии членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий
Федеральным законом от 30.04.2021 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О ветеранах»расширены социальные гарантии членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий.
Данным законом установлено, что в случае, если военнослужащий, участвующий в боевых действиях, погиб и не смог получить удостоверение ветерана боевых действий либо после участия в боевых действиях не получил соответствующее удостоверение и умер, то члены его семьи смогут получить удостоверение члена семьи ветерана боевых действий.
В этом случае им предоставляются социальные гарантии, предусмотренные для членов семей погибших ветеранов боевых действий.
Данный закон вступил в силу с 30.04.2021
30.09.2021
Статья 222.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему.
Под крупнокалиберным огнестрельным оружием понимается огнестрельное оружие (за исключением гражданского огнестрельного оружия и служебного огнестрельного оружия) калибра от 20 мм и более.
Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле виновного, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.
Незаконное хранение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств – это сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность, незаконная перевозка – их перемещение на любом виде транспорта, незаконное приобретение – их покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п.
Незаконный сбыт указанных предметов - это безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение другому лицу в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.
Статья 222.2 УК РФ предусматривает наказание вплоть до 15 лет лишения свободы. Вместе с тем, лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности.
07.10.2021
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 358-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регистрации актов гражданского состояния.
Закон, в частности, предусматривает:
- распространение экстерриториального принципа на регистрацию всех актов гражданского состояния. Можно будет обратиться в любой орган ЗАГС или МФЦ;
- возможность регистрации рождения и смерти без личного посещения заявителями органа ЗАГС. Для этого будут вести федеральные реестры медицинских документов о рождении и смерти и передавать их в ЗАГС.
Кроме того, расширяется наполнение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В нее будут заносить медицинскую документацию и сведения о состоянии здоровья гражданина, предоставленные с его согласия или размещенные им самим, в том числе через единый портал госуслуг.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
14.10.2021
До 1 октября 2021 года продлено действие временных порядков признания лица инвалидом и установления степени утраты профессиональной трудоспособности
Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2021 № 155 внесены изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 и пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2020 г. № 1730.
Внесенными извещениями до 1 октября 2021 г. включительно продлено действие временных порядков признания лица инвалидом и установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Ранее, действие указанных правовых норм заканчивалось 1 марта 2021 года.
Временные порядки утверждены в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в РФ и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, а также принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту, граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
21.10.2021
Продлен срок действия российского паспорта при замене по достижении гражданами возраста 20 и 45 лет
Срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении гражданами возраста 20 и 45 лет, действует до получения нового, но может быть продлен не более чем до 90 дней. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 соответствующие изменения внесены в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Ранее действующее законодательство предусматривало, что документ становился недействительным сразу после достижения соответствующего возраста.
Теперь граждане, достигшие 14 лет, вправе подать документы для оформления первого своего паспорта в течение 90 дней, а не 30, как